В Кронштадт на Метеоре. Стоит ли брать экскурсию или съездить самостоятельно?

В Кронштадт на Метеоре. Стоит ли брать экскурсию или съездить самостоятельно?

А поехали сегодня в Кронштадт! Правда! Сколько можно откладывать на потом. Хватит уже ходить по дворцам и паркам, восхищаться шедеврами искусства. Ведь совсем рядом есть совсем другая красота. Строгая, суровая! Город, который специально построен, чтобы защищать Санкт-Петербург от врагов. Место, где есть военные корабли, форты, береговые батареи и вообще, совершенно уникальная вещь, которой нет больше нигде и которая важна для всей нашей страны! Ну что? Убедил? Если да, то начинаем.



Как добраться в Кронштадт из Санкт-Петербурга

Здесь нам стоит сделать одно признание. Примерно пару лет назад мы уже побывали в городе на острове Котлин в Финском заливе. В тот раз мы тоже проснулись с утра и, взглянув на погоду за окном, решили отправиться в самостоятельную поездку в Кронштадт.

Вообще, чтобы вы знали. Кронштадт сейчас - это район Санкт-Петербурга. Туда ходят обычные городские рейсовые автобусы и маршрутки. Добраться В Кронштадт самостоятельно очень просто и не так уж дорого.

Надо доехать на метро до станции «Старая деревня», потом сесть на автобус №101. Его маршрут пролегает по гидротехническим сооружениям, которые в простонародье принято называть «дамбой». Если бы не дамба, пришлось бы выбирать другой вид транспорта. Сейчас всего за 40 рублей вы попадаете в Кронштадт. Правда, ехать приходится почти час и, возможно, стоя, но невысокая цена билета вполне компенсирует неудобства.

Сначала дорога идет по Приморскому проспекту. Вы увидите уже почти достроенную башню «Лахта-центра», которая, к слову, имеет высоту порядка 450 метров и считается самым высоким зданием Европы. Безусловно, смотреть на него лучше с воды. Такая возможность представится, если поехать, скажем, в Петергоф на Метеоре.

 

Лахта-центр

 

Потом дорога пойдет в сторону Выборга, но вскоре автобус повернет налево и поедет по дамбе. Говорят, что во время шторма волны Балтийского моря даже перекатываются через дорогу, по которой идет транспорт. Наверное, это грандиозное зрелище. Не уверены, что хотели бы увидеть его своими глазами.

Таким образом, через 1 час, заплатив всего 40 рублей (цена автобусного билета со временем может измениться), вы попадаете в Кронштадт. Точно так же можно вернуться в Санкт-Петербург. Бюджет поездки вполне может быть довольно скромным, даже если вы едете всей семьей.

Второй способ добраться до Кронштадта - купить экскурсию и отправиться туда на Метеоре. Естественно, местные жители никогда не пользуются таким способом. Тем более, что он доступен только в период навигации.

Но богатенькие туристы, которым просто некуда девать свои кровно заработанные, иногда балуются такими вояжами. В пик туристического сезона даже приходится покупать экскурсии в Кронштадт заранее, а Метеоры уходят в рейсы заполненными под завязку.

Именно так - на метеоре с экскурсионной группой - мы и отправились в Кронштадт в один из погожих дней июня 2018 года. Конечно, стоимость экскурсии в 3000 руб (!) была более значительной, чем обычная автобусная поездка. За эту сумму можно было съездит на автобусе в Кронщтадт и обратно тридцать семь с половиной раз. То есть, таскаться туда целый месяц и еще неделю.

Но наша поездка была не простой развлекательной. Нам хотелось сравнить, экскурсионный и самостоятельный вариант и найти ответ на вопрос, стоит ли покупать тур в Кронштадт или лучше ехать самостоятельно.

 

Экскурсия в Кронштадт начинается

Все-таки опыт – великая вещь! Знание тонкостей и особенностей позволяет не расстраиваться по пустякам, экономить время, нервы и деньги.

Маленький пример. Задолго до времени посадки на Метеор на причале начала выстраиваться «гусеница». Устремления людей в очереди вроде бы вполне понятны. Ведь, кто первый «ворвется» внутрь, тот и займет лучшие места.

 

В Кронштадт на Метеоре. Посадка на Метеор с причала у Кунсткамеры

 

Поэтому те, кто стоял в первых рядах не уходили и ревностно следили, чтобы какие-нибудь другие туристы, которые, к слову, вообще непонятно где шлялись и пришли прямо к моменту посадки, не пролезли вперед.

Еще забавнее наблюдать за тем, как ворвавшиеся в салон первыми выбирают себе места получше. Не знакомые с конструкцией Метеора, они сначала бросаются в носовой салон.

 

В Кронштадт на Метеоре. Носовой салон Метеора - VIP-места

 

Но тот зачастую предназначен для VIP-клиентов. Чтобы стать таким, надо просто купить экскурсию подороже. К слову, вне сезона любой человек может занять место в первом салоне. Но в самые жаркие месяцы попасть в VIP-салон простому смертному с обычным билетом нереально.

Остальные салоны, между тем, заполняются очень быстро. В результате счастливчики, которые были в очереди первыми, вынуждены ехать на самых неудачных местах – в середине среднего ряда во втором салоне или вообще в третьем. Третий салон – самый шумный. Ведь рядом находятся двигатели и винты.

 

В Кронштадт на Метеоре. Средний салон Метеора - VIP-места

В Кронштадт на Метеоре. Третий - кормовой салон Метеора - VIP-места

 

В результате у некоторой части пассажиров портится настроение еще до начала поездки.

Не знаю, как вам понравится наш совет, но, будучи бывалыми пассажирами Метеоров, мы предпочитаем вообще не метаться по салону и не выбирать какие-то ни было места. Наш секрет в том, что мы предпочитаем ездить, стоя на открытой палубе Метеора.

Таких палуб на корабле целых три. Две по бокам – там, где производилась посадка-высадка, и одна между вторым и третьим салонами. Вопреки предубеждениям, там не так уж ветренно, если выбрать правильное место. Да, там нет сидячих мест и вам придется стоять всю дорогу. Зато вы увидите и сможете сфотографировать такие картины, что вам будут завидовать даже VIP-пассажиры из 1-го салона.

Ваша фотосессия начнется еще у пристани. Вы наверняка захотите сфотографировать Петропавловскую крепость, Стрелку Васильевского острова. Даже если раньше вы уже делали подобные снимки, с воды они получаются еще интереснее. Да и погода в день вашего путешествия может быть гораздо более удачной для съемки, чем во время других водных экскурсий или пеших прогулок по городу.



Любая водная прогулка для обычного человека, живущего в городской квартире, это уже событие. А возможность прокатиться с ветерком на судне на подводных крыльях – событие вдвойне! Так что, нечего нам сидеть в салоне. Будем ловить свежий балтийский ветер и щелкать фотоаппаратом без остановки! 

Когда Метеор отправится в путь, вы сможете увидеть много интересного. Сначала это будут мосты над Невой. Интересно, что Метеор, который уже набрал нужную скорость и поднялся на подводных крыльях, может пройти только под центральными пролетами мостов. При этом верхняя часть антенны на рулевой рубке проходит настолько близко к металлическим конструкциям, что мы каждый раз замираем, ожидая непоправимого.

Вот интересно: это совпадение или при проектировании Метеоров предусмотрели высоту петербургских мостов? Но даже если и так, а что если вода чуть поднимется? Тогда ведь корабль просто оставит на мосту антенну… и не только, если подъем воды будет более значителен.

Конечно, можно сбавить скорость. Тогда корабль "ляжет на брюхо" и пройдет под мостом без риска. Но кто знает, когда надо «пригнуться», а когда можно плыть в полный рост? Или за этим тоже следят и сообщают капитанам судов об уровне воды в Неве перед отправлением?

Похоже, то что кажется нам увлекательным путешествием, приключением, является плодом напряженной работы немалого количества людей. Не все так просто, как нам кажется. 

Далее по пути появляются стадионы – старый «Петровский» и новый «Санкт-Петербург» на Крестовском острове.

Конечно, парадную картинку будут несколько портить промышленные предприятия, расположенные в устье Невы, зато потом вы пройдете под величественным мостом Западного скоростного диаметра – настолько высоким, что он не разводится для пропуска кораблей. Далее увидите с воды уже упомянутое здание Лахта-центра, похожее на огромный парус над волнами Финского залива.

Да и сам залив иной раз тоже выглядит довольно живописно. Например, в день нашего путешествия в Кронштадт в заливе была настолько спокойная вода, что казалось, наш Метеор летит по поверхности огромного зеркала.

Давайте посмотрим небольшую подборку фотографий, которую мы сделали с открытой палубы теплохода Метеор по пути в Кронштадт.

 

Стрелка Васильевского острова. Достопримечательности Санкт-Петербурга с воды Петропавловская крепость. Достопримечательности Санкт-Петербурга с воды Стрелка Васильевского острова. Достопримечательности Санкт-Петербурга с воды Доки судостроительного завода. Достопримечательности Санкт-Петербурга с воды Мост Бетанкура. Достопримечательности Санкт-Петербурга с воды Стадион Санкт-Петербург и здание Лахта-центра. Достопримечательности Санкт-Петербурга с воды Здание Лахта-центра. Достопримечательности Санкт-Петербурга с воды Фото Финского залива. Спокойная вода Фото Финского залива. Спокойная вода и облака Фото Финского залива Фото Финского залива. Облачный день. Штиль Фото Финского залива. Буксир в заливе Фото Финского залива. Океанский сухогруз

 

Думаю, вы уже оценили преимущества путешествия по воде. Конечно, удовольствие это не из дешевых, но разве можно сравнить удивительный морской вояж с банальной поездкой на автобусе.

Но это еще не все. Для пассажиров Метеора припасена еще одна интересная «фишка», но она бывает в самом конце экскурсии и мы тоже расскажем о ней в конце отчета.

Наконец, уж извините за нелиричность аргумента, во время поездки на Метеоре вы можете совершенно бесплатно посетить туалет. На корабле есть два гальюна. Совершенно бесплатный и вполне пристойных. Особенно, в начале поездки. Здесь можно окончательно подготовиться к встрече с героическим гордом. Иначе на пристани за то же самое придется платить 20 рублей и тратить драгоценное время.

 

В Кронштадт на Метеоре. Гальюн. Есть ли на Метеоре туалет

 


Что посмотреть в Кронштадте

Поездка в Кронштадт на Метеоре заняла около 35 минут. Сначала нас сопровождали Метеоры, которые везли туристов в Петергоф. Потом они отвернули влево, а мы продолжали идти в сторону небольшого приземистого острова, который виднелся на горизонте.

Это остров Котлин. Именно здесь решено было создать оборонительную позицию, чтобы перекрыть доступ к Санкт-Петербургу шведским военным кораблям. На первый взгляд решение может показаться весьма странным. Ведь остров «торчит» посередине залива и чисто теоретически его можно обойти и с севера и с юга.

Но давайте не будем делать поспешных выводов. Дело в том, что и раньше и сейчас Финский залив был достаточно мелким. Не зря его называли «Маркизовой лужей». До сих пор в заливе есть места, что человек среднего роста может стоять на дне и его голова будет торчать над водой как некий причудливый бакен с глазами.

Раньше ситуация была еще хуже. Ни один корабль не имел шанса пройти залив, не сев на мель, без опытного лоцмана. Единственный годный для судоходства фарватер проходил как раз мимо острова Котлин. Следовательно, достаточно было заткнуть эту узкую лазейку и столица России будет в относительной безопасности от нападения вражеских кораблей.

Сейчас фарватер расширили и углубили. По нему проходят даже огромные океанские лайнеры, не говоря уже о грузовых судах. В водах залива «натыканы» палки, которые обозначают фарватер, средняя ширина которого в настоящее время – порядка 30 метров. Но и по сей день в этой водной дорожке есть настолько узкие места, что два океанских лайнера не могут в них разойтись. Одному приходится останавливаться в более широкой части фарватера и пропускать встречный.

Наш Метеор постепенно приближался к острову Котлин.

 

Остров Котлин. Вид с Финского залива. В Кронштадт на Метеоре.

 

Уже можно разглядеть Никольский Морской собор (смотреть фото собора). Вся южная часть острова представляет собой последовательную череду гаваней. Угольная, Военная, Средняя, Купеческая... Некоторые используются военно-морским флотом, другие - ремонтными мастерскими Кронштадтского морского завода. Гавань, в которую приходят гражданские суда, называется Средняя.

 

Остров Котлин. Маяк. Вид с Финского залива. В Кронштадт на Метеоре.

Гавани острова Котлин. Вид с Финского залива. В Кронштадт на Метеоре.

Военная гавань острова Котлин. В Кронштадт на Метеоре.

Средняя гавань острова Котлин. В Кронштадт на Метеоре.

 

Наверное, любители дворцово-парковых ансамблей сочтут открывающийся пейзаж хмурым, неприветливым, даже мрачным. Многое зависит от погоды и настроения.

Но если вы едете в Кронштадт, надо заранее настроиться на определенный лад. Это не место для увеселений. Оно овеяно славой героев флота, которые служили здесь в далеком прошлом и тех, кто служит сейчас.

В Кронштадте на каждом шагу вы встретите матросов, мичманов и другие флотские чины. Здесь есть здания, построенные век-другой назад. Здесь все или почти все связано с флотом. Поэтому любителям тонкой живописи, уютных парковых дорожек и вычурных фонтанов экскурсия может показаться скучной.

Не устаем повторять, что очень большое значение для создания положительного впечатления об экскурсии имеет погода. Сами понимаете, в дождливый пасмурный день на пронизывающем ветру осматривать достопримечательности Кронштадта будет куда менее удобно и интересно, чем в теплую, безветренную и ясную погоду.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем заглянуть в прогноз погоды в Кронштадте, прежде чем платить немалые деньги за экскурсию или даже просто ехать туда на автобусе.

Прогноз погоды в Кронштадте

 




Экскурсия по Кронштадту. Первые шаги

Да, это не Рио-де-Жанейро, как говорил бесподобный Остап Бендер. Пристани явно не предназначены для приема царственных особ. Посмотришь вокруг - кажется, что попал в какую-то промзону. Сами посмотрите: вокруг железяки, старые кирпичные стены, унылые заборы… Правда, если повернуться в другую сторону, можно увидеть более приличную набережную, причал для адмиральских катеров, стоящие на рейде военные корабли и даже пушки позапрошлого века, установленные здесь для украшения.

 

Высадка в Средней гавани. Начало экскурсии. В Кронштадт на Метеоре.

Высадка в Средней гавани. Начало экскурсии. В Кронштадт на Метеоре.

Здание Кронштадтского арсенала. Начало экскурсии. В Кронштадт на Метеоре.

 

В принципе, в этом контрасте нет ничего удивительного. Ведь в Кронштадте находится знаменитый Морской завод. Его история уходит вглубь веков. До недавнего времени считалось большой удачей для судна попасть на ремонт именно сюда. К примеру, именно здесь на Морском заводе ремонтировался знаменитый крейсер Аврора - корабль №1 всего Балтийского флота.

Наверное, вряд ли возможно навести всеобъемлющий флотский порядок на таком предприятии, которое сейчас, к слову, переживает далеко не самые лучшие времена. Если бы не парадная набережная, то первое впечатление гостей города, прибывающих сюда водным путем, было бы подмочено.

Для туристов на пристани есть карта Кронштадта с нанесенными достопримечательностями, организуются теплоходные экскурсии вокруг острова. С бортов этих теплоходиков можно осмотреть форты - оборонительные сооружения, находящиеся на островах вокруг Котлина. 

 

Список исторических объектов Кронштадта. В Кронштадт на Метеоре.

Теплоходные прогулки вокруг острова Котлин. В Кронштадт на Метеоре.

 

Наша дама-экскурсовод начала с того, что привела нас к небольшому памятнику героям морского сражения под Цусимой. Если вы интересуетесь историей и хотите узнать подробности этого сражения, рекомендуем почитать роман Валентина Пикуля «Три возраста Окини-сан».

 

Памятник героям цусимского сражения. В Кронштадт на Метеоре.

 

На памятник сразу начали залезать с ногами, чтобы сделать селфи. Ладно бы только дети. Некоторые взрослые тоже сочли возможным почтить память героев сражения у берегов Японии, залезая на каменную глыбу. «А чё такого – я просто сфотографируюсь, я же ничего не ломаю!» По правде говоря, от такого поведения становится как-то не по себе. В нашем представлении памятник – это место, где можно вспомнить подвиг героев и отдать им долг хотя бы просто постояв и помолчав. Еще в былые времена к памятникам несли цветы.

Сейчас на монументы взбираются огромные толстые тетки и пузатые мужики, изгибаются, делая фото себя любимых. Так же поступают и их доблестные детки. Может быть, так и надо отдавать почести героям? Или это и есть проявление модного теперь патриотизма в самой извращенной его форме? Если да, то мы не хотим быть патриотами!

Дама экскурсовод никак не реагировала на подобные действия. По всей видимости, она видела все это ни один раз и избрала тактику невмешательства.

Заговорив об экскурсоводе, мы не можем не упомянуть две ее выдающиеся характеристики. С одной стороны она рассказывала много и довольно содержательно, была явно не из тех, кому надо просто оттарабанить заученную стандартную речь и уйти домой.

Но с другой… тихий голос и проблемы с дикцией ставили крест на всех ее стараниях. Мы уже давно заметили, что далеко не у всех экскурсоводов все в порядке с произношением. Особенно в пик сезона, когда групп очень много и к работе привлекается "надежный резерв". Вообще, если говорить об идеальном экскурсоводе, то таковых мы видели лишь дважды – на экскурсии в Дивеево (Нижегородская область) и обзорная экскурсия по Нижнему Новгороду. Там действительно все было на высоте.

С остальными обязательно были какие-то проблемы. То медленная речь, под которую можно уснуть (автобусная экскурсия по Казани), то сухое на грани надменности отношение к туристам (Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу), то стремление навязать дополнительные услуги и откровенное вранье (Рускеала. Карелия).

Еще бывает некомпетентность, проглатывание окончаний, скороговорка и банальное «отбывание номера».

Как и на экскурсии в Петергоф, сначала мы следовали с группой и пытались слушать информацию. Но и в этот раз очень скоро поняли, что расслышать и, тем более, запомнить всю информацию не представляется возможным. Поэтому в первую половину экскурсионной программы мы еще двигались с группой, отдавая большую часть энергии фотосъемке достопримечательностей Кронштадта.

Потом и вовсе откололись от общества. Это произошло у Никольского Морского собора. Дело в том, что ранее мы уже не только посещали сам собор, но и поднимались на колокольню, где, к слову, попали довольно конфузную, почти юмористическую историю.

Подробная информация о посещении Никольского Морского собора представлена в этой статье.

Давайте сейчас пробежимся по тем местам, которые нам предложили осмотреть на экскурсии. Покажем фотографии и представим некоторую информацию. Часть ее удалось запомнить из речи экскурсовода. Другая часть - собственные знания и впечатления.

 

Памятник Петру I

Он расположен в Петровском парке прямо напротив Средней гавани Кронштадта. Государь изображен здесь настоящим повелителем, императором. Почему мы используем такие помпезные слова? Все очень просто. Современники Петра I были бы немало удивлены, если бы увидели этот памятник.

 

Памятник Петру I. В Кронштадт на Метеоре.

 

По свидетельству очевидцев, в жизни император выглядел совсем не так, как его принято изображать на памятниках, полотнах и других художественных произведениях. Как следует из исторических источников, Петр I действительно был очень высокого роста, но при этом имел 39-й размер ноги, непропорционально маленькую лысую голову… позволим себе не продолжать это описание, дабы не разрушать своими «мерзкими инсинуациями» привычный образ вседержителя.

Гораздо проще было бы показать фотографию памятника Петру I, который установлен в Петропавловской крепости. Взгляните – КТО ЭТО? Оказывается, именно так выглядел наш любимый император! По крайней мере, по заявлениям историков, этот образ гораздо точнее передает облик царя, чем те, к которым мы привыкли.

 

Памятник Петру I в Петропавловской крепости

Памятник Петру I в Петропавловской крепости

 

Но здесь, в Кронштадте мы видим совсем другого Петра Великого. И хоть теперь мы знаем, что этот образ не вполне соответствует действительности, он все равно нравится нам больше.

 

Лаборатория А.С.Попова

Далее наша группа проследовала по Макаровской улице и свернула во двор довольно заброшенного желтого здания на ул. Коммунистической. Оказалось, здесь располагались знаменитые Минные офицерские классы, где морские офицеры постигали новые технологии. В то время флот стремительно обновлялся, появились более современные корабли из металла, паруса и весла заменялись двигателями и т.д. Новые виды вооружения и оснащения флота  потребовали более подготовленный офицерский состав. 

И пока пожилые адмиралы сетовали на то, что черный дым сгорающего в топках угля изгадил романтику чистых парусов, молодые офицеры сидели за партами и осваивали новые технологии. Именно здесь в Минных офицерских классах Кронштадта работал известный ученый А.С.Попов, который, в числе прочего, изобрел радио.

 

Минные классы в Кронштадте

 

То, что Попов в принципе изобрел радио, слышали многие. Автору этих строк в школьные годы представлялось, что ученый изобрел простой громкоговоритель, который раньше стоял на кухне у каждой хозяйки, подключался в особую радиорозетку и позволял слушать всего одну программу - ту, что "гнали" по проводу. Эту штуковину в простонародье тоже называли "радио". К примеру, могли сказать: "Сделай радио погромче".

 

Радио

 

Поскольку молодые читатели не сталкивались с этим чудом техники XX века, позволим себе показать вам эту фотографию. Обратите внимание: чуть правее от середины стола стоит белый приемничек с решеткой для динамика и круглой ручкой для регулировки громкости. Это и есть то самое "радио", которое, как казалось вашему покорному слуге, изобрел видный ученый. Тоже мне, великое изобретение! 

На самом деле, речь, конечно же, идет о радиосвязи, то есть процессе передачи сигнала от передающего к приемному устройству "по воздуху". Не по проводам. Находясь в Кронштадте мы имели счастливое удовольствие находиться в том самом месте, где был осуществлен самый первый в истории человечества сеанс радиосвязи.

Причем связь была установлена не с каким-то отдаленным объектом, например, с кораблем в море или с другим городом. Приемник и передатчик находились в соседних зданиях на расстоянии не более 150 метров друг от друга. Взгляните:

 

 Лаборатория А.С.Попова в Кронштадте

 

Видите этот маленький домик слева на снимке? Это как раз и есть лаборатория А.С.Попова. В ней был установлен приемник. А передатчик находился в одном из помещений большого здания, что на снимке справа. Успех этого самого первого в истории сеанса радиосвязи, радость участников, громкие слова, сказанные по завершению сеанса - сейчас все это кажется нам смешным. 

Ведь даже детская машинка на радиоуправлении сегодня может принять сигнал с пульта, находящегося на гораздо большем расстоянии. Но по тем временам это был настоящий прорыв. Если бы А.С.Попов не добился успеха в данном опыте и не продолжил бы свою работу, то сейчас не было бы ни машинок на радиоуправлении, ни сотовых телефонов, ни полицейских раций... ничего! 

 

Лаборатория А.С.Попова в Кронштадте

 

Вернее, что значит не было бы... Все это рано или поздно было бы сконструировано, просто честь открытия радиосвязи принадлежала бы какому-то другому ученому. Возможно, иностранцу. И хоть теперь почти никто не вспоминает, с чего начались все эти сотовые телефоны, телевизоры и спутники связи, все равно приятно, что автором данного технологического прорыва оказался наш соотечественник.

А нам было вдвойне приятно оказаться в настоящем историческом месте, где опыт радиосвязи впервые увенчался успехом.

 

Петровский док

Это огромное сооружение, которое было лично спроектировано Петром I. Назначение дока состояло в том, чтобы корабль мог зайти в него по каналу из Финского залива. Затем вода откачивалась и можно было спокойно провести ремонтные работы с днищем судна.

 

Петровский док. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

Петровский док. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

Петровский док. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

 

Есть несколько интересных фактов, касающихся данного сооружения. 

Например, размеры Петровского дока были явно "не по тому времени". Длина - 384 метра, ширина - 34 и глубина - 10 метров. Если сравнить эти цифры с размерами самого крупного корабля петровской эпохи - Ингерманланд 1712 года, то становится понятным, что док строился или с прицелом на далекой будущее, когда посудины станут заметно крупнее, или для обслуживания нескольких кораблей одновременно. 

Судите сами, размеры самого большого корабля Петра I составляли 46.4 х 12.3 х 5.4 метров. Размеры дока значительно превышали эти значения.

В настоящее время это закрытая территория. Со временем здесь планируется создание музея затонувших кораблей.

 

Кронштадский футшток. Нулевая отметка нивелирной сети России

Вы наверняка слышали выражение «столько-то метров над уровнем моря». Если бы вы задумались об этом уровне, то с удивлением обнаружили бы, что в разных частях мирового океана он разный. Дело тут не в волнах.

Слышали о приливах и отливах? А о наводнениях? Иными словами, уровень моря вообще – есть величина очень непостоянная.

Есть даже одна легенда о том, как еще в VII веке но нашей эры греческий царь Периандр, причисляемый, кстати, к семи греческим мудрецам, распорядился прорыть канал, который соединял бы Эгейское и Ионическое моря. Это решило бы немало проблем, избавив корабли от многодневного обхода полуострова Пелопонес по кругу. Раньше корабли ходили по порю гораздо медленнее современных. 

Данной задумке не дано было свершиться, поскольку жрецы напугали тирана гневом богов. На самом деле дело было вовсе не в богах. В случае сооружения канала жрецы лишились бы богатых подношений, которые оставляли им купцы с кораблей, останавливающихся на отдых после обхода полуострова.

В 307 году до нашей эры другой царь хотел, было, вернуться к идее строительства канала, однако египетским инженерам, которым было поручено реализовать данную идею, по каким-то причинам не хотелось браться за это долгое и хлопотное дело. И тогда они «произвели соответствующие научные расчеты» и «выяснили», что разница уровней упомянутых морей составляет не один десяток метров. Стоит прорыть канал и начнется настоящий природный катаклизм, будут затоплены немалые земли и острова. Даже неспециалисты сегодня понимают абсурдность данной идеи. Но раньше люди были менее образованными и обвести вокруг пальца можно было даже царя :)

Лишь в 1893 году канал был сооружен и пущен в эксплуатацию, сократив путь судам почти на 400 километров.



Так мы подошли к моменту, когда надо выяснить, где же находится та самая нулевая отметка, на которую ориентируются все, говоря об «уровне моря».

Так вот! Эта отметка как раз находится в Кронштадте! И это не какая-то огромная палка, видная отовсюду, воткнутая неподалеку от берега в водах Балтийского моря. Отметка находится на опоре Синего моста Обводного канала, который имеет выход в Балтийское море. Это один из старейших уровневых постов нивелирной системы Мирового океана.

Нулевая отметка была нанесена в 1840 году в результате 15-летних наблюдений за колебаниями уровней воды в Балтийском море. До сих пор отметка признается правильной, не требующей корректировки.

Давайте посмотрим на этот абсолютный ноль, тот самый "уровень моря", о котором многие слышали, но не каждый представлял, как он выглядит и где начинается:

 

Кронштадтский футшток. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

 

Кронштадтский футшток. Он же - Ординар. Понятно, что вы готовились увидеть нечто более грандиозное. Но нулевая отметка представлена в виде скромной металлической пластины, закрепленной на опоре Синего моста Обводного канала, который имеет сообщение с Балтийским морем.

Как видите, в день нашей экскурсии уровень моря был несколько ниже средней отметки.

 

Синий мост. Кронштадтский футшток. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

 

По причине неказистости данная достопримечательность Кронштадта часто остается незамеченной. К примеру, когда мы приезжали в город самостоятельно, метку не нашли, хотя проходили по этому мостику. 

Помимо нулевой отметки здесь есть еще одна важная "рисочка". Это уровень самого сильного наводнения, которое произошло в 1824 году. Тогда вода поднялась на 3.6 метра и плескалась вровень с мостовыми.

 

Уровень наводнения 1824 года. Кронштадтский футшток. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

Павильон с мареографом. Кронштадтский футшток. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.  

Рядом с мостом на набережной Обводного канала можно увидеть павильон, в котором расположен особый прибор - мареограф. В автоматическом режиме он фиксирует колебания уровня моря. Данные показания передаются по линиям связи. Любопытно, но согласно традиции до сих пор четырежды в день показания прибора снимаются особым метеорологом вручную с помощью бумажного самописца.

 

Кронштадт - родина "Шведского стола"

Есть такая легенда. Петр I во главе со своей армией высадился на острове, на котором сейчас находится Кронштадт. В это время там хозяйничали шведские войска. Увидев приближающееся русское войско во главе с самим императором, шведы оставили на костре котел с почти готовым обедом и пустились наутек.

Пришлось нашим воинам употребить содержимое котла, коим они остались несказанно довольны. Весь остров был назван Котлином, а фраза "шведский стол" прочно закрепилась в мировой практике подачи еды по принципу - ешь, пока из ушей не полезет :). 

Следующей остановкой нашей экскурсионной группы оказался сквер напротив администрации Кронштадта. Именно там можно увидеть установленный символический котелок и карта острова Котлин, выполненная из гранита:

 

Котелок. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

Карта Котлина из гранита. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

 

Обводный канал, Адмиралтейство и Екатерининский парк

Не будем останавливаться на тех объектах, которые упоминались на экскурсии вскользь. Лучше сразу пройдем в Екатерининский парк, расположенный вдоль Обводного канала. Парк - это очень громкое слово. Судите сами, можно ли назвать таким громким словом полоску зеленых насаждений длиной более 1 километра и шириной всего в 25 метров?

 

Екатерининский парк. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

 

Тем не менее, она официально признается парком. Там есть центральная аллея, которая тянется по всей длине. По ее краям то и дело появляются лавочки. Есть памятник Ф.Ф.Беллингсгаузену. Обратите внимание - на памятнике фамилия написана не так, как обычно пишется в учебниках и прочих источниках:

 

Памятник Ф.Ф.Беллингсгаузену в Екатерининском парке. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

Памятник Ф.Ф.Беллингсгаузену в Екатерининском парке. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

Памятник Ф.Ф.Беллингсгаузену в Екатерининском парке. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

 

Справа вдоль парка тянется Обводный канал, а за ним разрушающееся здание Адмиралтейства. Канал огорожен забором, чтобы никто не решил искупаться. Спрыгнуть в воду было бы очень просто, но мы бы посмотрели, как вы потом будете вылезать. Стены канала отвесные, бетонные. 

 

Обводный канал и Адмиралтейство. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

Обводный канал и Адмиралтейство. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

Обводный канал и Адмиралтейство. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

 

Наконец мы доходим до объекта, который носит гордое название Советский мост. Все взоры устремляются к одному из самых величественных объектов Кронштадта - Никольскому Морскому собору. 

 

Советский мост и Морской собор. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

 

Экскурсовод все еще пыталась завладеть нашим вниманием, но почти все взоры были устремлены через Обводный канал. Еще бы! Там на Якорной площади и близ нее сосредоточено огромное количество достопримечательностей Кронштадта.

Мы, как бывалые туристы, уже знали, что нас ждет за Советским мостом. Другие же, хоть и слушали экскурсовода, то и дело бросали быстрые вороватые взгляды через канал, то и дело вскидывали свои мобильники, чтобы запечатлеть то, что открылось перед глазами.

Наконец, красноречие экскурсовода иссякло и мы организованной гурьбой потопали по мосту. Буквально сразу же за ним справа оказались несколько интересных экспонатов. Один из них - кусочек бронированного борта военного корабля. Толщина почти 30 сантиметров!

 

Якоря с линкора Гангут. Экскурсия в Кронштадт на Метеоре.

 

Представляете себе лист металла такой толщины? Казалось бы, что может пробить такую броню? Увы, торпеды тоже бывают разные. Одна просто стукнется о такой борт, сама в клочья, а кораблю ничего. Другая пройдет сквозь толщу металла как раскаленная игла сквозь масло. Извечное противостояние между броней и снарядом-торпедой началось уже давно и, похоже, будет продолжаться всегда.

К чему приведет разработка новых видов вооружения? В лучшем случае мы просто так и будем бряцать оружием на виду друг у друга. В худшем... смотрели фильм "Терминатор". Думаем, комментарии излишни.

Но у этой медали есть и третья сторона. И есть еще один фильм "День независимости". Смотрели? Да-да! Тот, что о вторжении кровожадных инопланетян. Просто представьте себе, что мы уничтожили все оружие вплоть до перочинных ножей, а потом прилетят такие "тарелочки". Будет весьма проблематично отбиться от них камнями и палками. 

Или надо будет как в фильме "Deep Impact" разнести в космическую пыль опасную комету. 

Одним словом, всеобщее разоружение, мир во всем мире и прочие красивые слова - это очень круто. Но ровно до того момента, когда, как говорят наши люди, "жареный петух на горе не свистнет". 

Но, давайте вернемся из Голливуда в Кронштадт. Мы же о нем говорим.

Следующей интересной вещью, которая встретится вам здесь, это чугунная мостовая. Выглядит она как большая кованная узорчатая решетка, уложенная на дорогу. Ячейки в ней достаточно мелкие, чтобы машины не подскакивали как на колдобинах. Когда автомобиль едет по этой мостовой, звук получается как у взлетающего самолета :)

 

Фрагмент чугунной мостовой в Кронштадте

 

На самом деле перед нами настоящая уникальная вещь! Нигде в мире более не осталось чугунных мостовых, хотя изначально подобные строились в Америке. Именно оттуда привезли в Россию эту идею и воплотили ее в жизнь. В то время в Кронштадте все мостовые были булыжные. Но болотистый характер местности требовал постоянного ремонта покрытия. Камни постепенно "тонули". Приходилось время от времени вытаскивать их, подсыпать грунт и укладывать на место.

Чугунная мостовая - безумно дорогое удовольствие. Каждая квадратная сажень такого покрытия обходилась казне в 40 рублей серебром. Но с экономической точки зрения с учетом срока ее службы она оказалась значительно выгоднее традиционных вариантов. Все большее количество улиц Кронштадта и Санкт-Петербурга покрывались чугунными шашками. До 80 лет прослужили такие мостовые без единого ремонта.

Но в 1941 году большая часть чугунных мостовых была переплавлена для отливки корпусов мин. К настоящему времени можно полюбоваться лишь небольшим участком необычного дорожного покрытия на Якорной площади вдоль здания Адмиралтейства. Но это не те же самые чугунные шашки, которые были уложены здесь в далеком 1860-м году, а более поздние копии. Лишь на Пеньковом мосту через Обводной канал сейчас можно увидеть настоящие чугунные элементы, уложенные сюда полтора века назад.

 

Мемориал павшим за дело революции в Кронштадте

 

Еще один памятник на Якорной площади - Мемориал павшим за дело революции. Все мы знаем, что сейчас события столетней давности подвергаются переосмыслению. Поэтому памятник вызывает разные эмоции у туристов. 

Монумент выглядит в виде пирамиды, раздвинутой от центра в разные стороны. Между полученных фрагментов до сих пор горит Вечный огонь.

 

Памятник адмиралу С.О.Макарову в Кронштадте

Табличка на памятнике адмиралу С.О.Макарову в Кронштадте

 

Другой монумент на площади - это памятник адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Описывать заслуги этого великого человека в данной статье не представляется возможным. Если вы до сих пор не прочитали роман Валентина Пикуля "Три возраста Окини-сан", то очень рекомендуем. В частности там встречается упоминание и самого прославленного адмирала и момент установки этого памятника в присутствии самого Государя Императора Николая II. Очень интересно находиться в том месте, о котором когда-то прочитал и историческом романе.    

Сама по себе Якорная площадь тоже представляет определенный интерес. Название ее не случайно. Если посмотреть на площадь с высоты, можно увидеть выложенный из светлых плит огромный якорь. 

 

фото Якорной площади с колокольни Морского собора

 

Этот снимок сделан в 2016 году, когда удалось не только посетить Никольский Морской собор, но и подняться на одну из его колоколен. В статье довольно подробно описан и сам собор и подъем. Поэтому позвольте нам не повторяться. Если вам интересно, потом можете почитать отчет о поездке в Кронштадт от 2016 года. Как добраться в Кронштадт из Петербурга за 40 рублей.

Наша экскурсионная группа отправилась в собор, а мы, поскольку там уже были, решили продолжить прогулку по Кронштадту самостоятельно. Благо, времени до обратного Метеора оставалось еще 50 минут. За это время удалось снова полюбоваться Макаровским мостом через Овражный парк:

 

Макаровский мост в Кронштадте

 

Промчаться по Красной улице до Макаровской, свернуть направо, перейти через Доковый мост над Петровским каналом и попасть на выставку минного и торпедного вооружения. 

 

Выставка минного, торпедного и ракетного вооружения в Кронштадте

 

Доступ туда свободный, хотя на Яндекс-картах и нарисован шлагбаум. Оставшиеся до Метеора полчаса мы бродили по пирсу, осматривая экспонаты. 

 

Выставка минного, торпедного и ракетного вооружения в Кронштадте

Выставка минного, торпедного и ракетного вооружения в Кронштадте

 

Почти каждый элемент выставки по своему интересен. К примеру, вот эта круглая мина. Она применялась с 1908 по 1939 годы. Ее сбрасывали в воду со специального корабля - Минзага (минного заградителя). Причем сбрасывали вместе с тележкой, на которой она установлена. Тележка падала на дно и становилась якорем мины, чтобы ту не снесло течением с места постановки.

Сама мина всплывала, но не до поверхности. Она находилась под водой, чтобы оставаться невидимой до момента столкновения с кораблем. Трос между миной и якорем натягивался, мина занимала нужную глубину и вода начинала постепенно растворять кусок сахара, установленного в качестве предохранителя. Когда сахар полностью таял, в глубине раздавался внятный щелчок - мина оказывалась на боевом взводе. С этого момента любой удар по ее корпусу приводил к детонации.

Кажется, все довольно банально. Грузим на минзаг мины, выходим на позицию и начинаем "метать икру", как сказали бы военные моряки. Корабль потихонечку идет вперед, а мы знай себе скидываем в море мину за миной. На практике это совсем не так просто.

Начнем с того, что глубину моря в месте постановки надо знать заранее, чтобы сделать "веревки" нужной длины. Иначе мины будут находиться или очень глубоко и вражеские корабли пройдут над ними, или будут плавать по поверхности, что тоже не лучший вариант. 

Расстояние между минами должно быть строго определенное, поэтому сталкивать их в воду с корабля надо не когда захочется, а по команде офицера, который держит в руках секундомер. Положение каждой мины должно быть записано в ее "метрике", а в цепочках должны быть оставлены проходы, чтобы свои корабли могли безопасно пройти минный заслон. К тому же вся эта процедура обычно проделывалась ночью, чтобы приготовить кораблям противника утренний сюрприз.

Жаль, что у нас не было достаточно времени для детального осмотра всей экспозиции. Пора было отправляться в обратный путь.

 

На обратном пути. Форты Кронштадта

Здесь нас ждал сюрприз. Метеор не сразу взял курс на Санкт-Петербург, а прокатил нас мимо самых интересных фортов Кронштадта. По сей день некоторые из них видятся неприступными крепостями. Может показаться, что форты находятся на естественных островках, но это не совсем так. Не вдаваясь в историю их строительства, можем сказать следующее: островки насыпаны искусственно. Причем это случилось в далеком 1704 году, когда еще не было современных строительных машин и технологий.

История возведения фортификационных сооружений очень интересна. В те давние времена в Финском заливе вовсю хозяйничали шведы. Петр I решил положить этому конец и возвести на острове Котлин непроходимый рубеж обороны. 

Дождавшись, когда шведские корабли ушли на зимовку, и Балтика покрылась льдом, началось возведение форта Кроншлот - первого сооружения из всей цепочки. В место будущего сооружения стали свозить камни и ссыпать их на дно сквозь лунки. Так образовался искусственный остров, на котором выстроили деревянное укрепление.

Когда весной шведы пожаловали на свои прежние позиции, они с удивлением обнаружили, что их тут особо никто не ждет. Более того, получив угощение из 14 пушек форта, они решили оставить свои попытки вернуть себе Котлин и возможность безнаказанно доходить до устья Невы.

Со временем начали строится другие форты. Всего из было двадцать один. Не все сохранились до нашего времени, но некоторые до сих пор имеют довольно внушительный вид:

Форт Кроншлот сегодня выглядит так:

 

Форт Кроншлот. Вид с воды

 

А это более поздний и величественный Форт Император Александр I:

 

Форт Император Александр I. Вид с воды

 

Сейчас форты Кронштадта утратили свое военное значение и находятся в состоянии запустения. Надеемся, что со временем там будут открыты музеи.

А мы тем временем уже размечтались, что сейчас пройдем меж створок знаменитой дамбы. Однако когда до цели оставалось не больше пяти кабельтовых, наш Метеор начал разворот, чтобы следовать обратно в Санкт-Петербург. Единственным утешением можно считать этот снимок, сделанный с точки максимального сближения:

 

Кронштадт. Открытые створки дамбы

 

Что было дальше? А дальше наш кораблик набрал скорость и понес нас обратно в Северную столицу. Казалось, все самое интересное осталось позади и можно на прощание насладиться видами спокойных вод Финского залива. 

Но в тот день нам снова повезло. По каким-то причинам наш Метеор пошел обратно не проторенной дорожкой - через Малую Неву, а решил провезти нас с другой стороны Васильевского острова, по Большой Неве.

Мы смогли посмотреть на здание Лахта-центра, на фоне которого стояли красивые океанские лайнеры:

 

Лахта-центр и Санкт-петербургский морской порт

 

Затем прошли на полной скорости под вантовым мостом Западного скоростного диаметра:

 

Вантовый мост Западного скоростного диаметра

 

А далее удалось увидеть легендарные атомные ледоколы "Арктика" и "Сибирь". Настоящие атомные ледоколы, которые побывали на Северном полюсе!

 

Атомный ледокол Арктика фото

 

Атомный ледокол Сибирь фото

 

Правда, вид у них был не вполне парадный - шел ремонт. Но... когда и где удалось бы увидеть эти корабли вживую, если бы не экскурсия на Метеоре. 

На этом и закончился наш вояж. Все вышли на берег и пошли по своим делам. Остается только подвести итоги поездки и вынести резюме: что лучше - ехать в Кронштадт с экскурсией или самостоятельно.

 

Вывод

Каждый из предложенных вариантов имеет свои плюсы и минусы. Мы испробовали оба варианта и, поскольку являемся уже довольно опытными путешественниками, в следующий раз поедем самостоятельно. Как именно: на Метеоре или на автобусе - не знаем. Как получится. В самостоятельной поездке вы не привязаны ко времени, можете действовать по своему плану. Главное, чтобы этот план в принципе существовал. Иначе можно пройти мимо интересных мест, но так и не заметить их.

Экскурсия хороша для тех, кто не очень уверенно чувствует себя в незнакомых городах. Купив билет, вы можете не беспокоиться о том, в какую сторону идти, что посмотреть и т.д. Вас будут водить, рассказывать, показывать, а потом пригласят на обратный Метеор и высадят там же, где забрали. Для кого-то это действительно будет лучше.

В любом случае, Кронштадт - это место, которое определенно стоит посмотреть хотя бы один раз. Если будете в Петербурге, не пожалейте одного дня - съездите, посмотрите, пофотографируйте. Впечатление от прикосновения к истории останется на всю жизнь. 

хорошая статья
Instagram


Внимание! Представленный на сайте материал предназначен исключительно для частного просмотра. Авторские права и права использования защищены Законами РФ. Использование всех материалов сайта в любых коммерческих целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону. Запрещено копирования материалов этого сайта на WEB-страницы с рекламой, в печатные издания с рекламой, в любые платные печатные издания и другое коммерческое использование, с целью получения любой коммерческой выгоды от скопированного материала (как то контекстная реклама, использование описаний, отзывов и т.д.). В противном случае вы будете подвергнуты преследованию по Законам РФ, без предварительного уведомления и переговоров. По вопросам использования материалов и размещения рекламы обращайтесь к администрации сайта.