Музей космонавтики и ракетной техники в Санкт-Петербурге. Отчет об экскурсии

экскурсия в музей космонавтики и ракетной техники Санкт-Петербурга

Это только для настоящих мальчишек! Не важно, сколько вам лет сейчас. Если в детстве вы следили по телевизору за стартами космических кораблей, коллекционировали марки с изображением луноходов, спутников и других изображений из серии Интеркосмос, если ревностно вырезали из газет заметки о посадке советских аппаратов на Венеру, то вам определенно сюда надо! Музей космонавтики и ракетной техники в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, конечно, не поразит ваше воображение и вряд ли оставит неизгладимый след в сознании. Но здесь можно увидеть самый настоящий спускаемый аппарат космического корабля, побывавший на орбите, посмотреть на макеты ракетных двигателей, увидеть настоящий скафандр космонавта... Эх, вот бы нам лет 40 назад попасть сюда!



На этот музей я наткнулся совершенно случайно. Просто бродил по Петропавловской крепости, фотографировал, осматривал, заглядывал. Одним словом, вел себя так, как самый обычный турист. Да я, собственно, и есть "самый обычный". Только цель у меня немного другая. Не просто поглазеть, а постараться утащить с собой из каждого нового места как можно больше. Разумеется, я говорю не о воровстве экспонатов или выкорчевывании исторических булыжников из брусчатки. Моя добыча - это фотографии, диктофонные записи, личные впечатления и воспоминания.

Поэтому, если будете в Петропавловскй крепости и увидите такую картину:

 

 

то знайте, это не я. Моя добыча обычно умещается на картах памяти.

На территории музейного комплекса множество самых разных экспозиций. По правде говоря, я обнаружил музей космонавтики совершенно случайно. Это не удивительно: он находится немного на отшибе. Если войти на территорию крепости через Иоанновский мост, то обычно хочется сразу бежать вперед к Петровским воротам. Но если повернуть направо и пройти почти до самого конца аллеи, то можно сначала увидеть странный довольно крупный серый шар, а потом, в самом конце, стенд-приглашение в музей:

 

Вход в музей космонавтики и ракетной техники

 

Вход в музей космонавтики и ракетной техники. Уличный павильон

 

Справа от входа находится самый настоящий спускаемый аппарат топографического спутника "Комета". Смысл этого спутника, а всего их было запущено 21 штука, состоял в проведении высокоточной стереоскопической фотосъемки местности для дальнейшего создания топографических карт. В результате отпадала необходимость работы геодезистов на местности.

 

 

Спускаемый аппарат геодезического спутника Комета. Фото Табличка. Спускаемый аппарат геодезического спутника Комета. Фото Поверхность. Спускаемый аппарат геодезического спутника Комета. Фото Поверхность. Спускаемый аппарат геодезического спутника Комета. Фото

 

Для справки: стереофотосъемка отличается от обычной тем, что объект фотографируется одновременно двумя камерами, расположенными на определенном расстоянии друг от друга. Это немного похоже на то, как мы смотрим на объекты двумя глазами одновременно. Два глаза даны нам для того, чтобы можно было примерно определять расстояние до объектов на основе сопоставления изображения, получаемого из каждого глаза. 

За счет расстояния между глазами каждый глаз видит объект под определенным углом. Из совокупности изображений наш мозг формирует привычную нам трехмерную картину. Закройте один глаз и вы сразу почувствуете некий дискомфорт.

Так же и спутники "Комета" - они фотографировали местность сразу двумя камерами и за счет разницы изображений становилось понятно, где на картинке ровная местность, где возвышение, где впадина. Эти спутники сэкономили огромное количество рабочих ресурсов, ибо для составления подробной топографической карты в масштабе всей страны потребовалась бы целая армия геодезистов. Более того, есть такие районы, в которых не очень-то поработаешь на местности. Например, скалистые горы, ледники, вулканы, долина гейзеров и т.д.

 

Вход в музей космонавтики и ракетной техники

 

Теперь самое время пояснить, "что делает" музей космонавтики в таком месте, как Петропавловская крепость. Честно признаться, совсем не ожидал увидеть его здесь, наряду со всякими историческими экспозициями.

Дело в том, что в правой части Иоанновского равелина в 1932-33 годах размещался II отдел Газодинамической лаборатории под руководством Валентина Петровича Глушко. Это была первая отечественная лаборатория по разработке ракетных двигателей. 

Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко открыт ежедневно с 9.00 до 18.30, во вторник - с 9.00 до 17.30, среда - выходной день.

Стоимость билетов: обычный 150 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров - 100 руб. За эту сумму вы можете самостоятельно бродить по залам музея вплоть до самого закрытия. Стоимость экскурсионного обслуживания - 100 руб. с человека. Экскурсии надо заказать по телефону не позднее, чем за 3 рабочих дня до требуемой даты.

То есть, нельзя просто прийти в музей и, по-молодецки щелкнув пальцами, сказать: "А проведите-ка мне экскурсию!". На вас посмотрят немного удивленным взглядом и отправят в залы музея своим ходом.

Давайте и мы пройдем в указанном направлении и посмотрим, что тут есть интересного.

 

Первый зал музея космонавтики. История

Вообще в музее всего два зала. В первом - больше документов, во втором - больше макетов двигателей и космических кораблей. Если вы не очень интересуетесь историей, то можете сразу же отправляться во второй зал. Именно там в самом конце музейной экспозиции сосредоточены самые зрелищные вещи.

Но, раз уж мы сюда пришли, давайте рассмотрим все по порядку.

Сразу после кассы мы попадаем в первый зал. На самом деле он разделен на несколько небольших помещений. 

 

Вход в музей космонавтики и ракетной техники

 

Размерный макет ракеты в музее космонавтики

 

Здесь нас встречает некая круглая туннелеподобная конструкция. Сначала ее назначение немного не понятно. Но по мере движения по экспозиции мы увидим, что это не что иное, как размерный макет ракеты. Какой именно, не понятно. Я пытался выспросить об этом у сотрудников, но те сказали, что это не размер какой-то конкретной ракеты, а "визуальная инсталляция"... слова-то какие. Нельзя было просто сказать, что это декоративный элемент оформления выставки? К инсталляции мы еще вернемся, а пока давайте осмотримся в первой комнате первого зала.



Здесь преобладают стенды и документы. Рассказывается о самом начале истории ракетостроения. 

Конечно же, целый стенд посвящен Константину Эдуардовичу Циолковскому. Наверное, нет необходимости представлять этого человека. Он считается основоположником теории космонавтики. Он мечтал о ракетных поездах - прототипах современных многоступенчатых ракет, способных долететь до Луны и других планет, космическом лифте, поездах на воздушной подушке... 

Как вы думаете, легко ли было ученому-самоучке, школьному учителю, размышлять обо всех этих удивительных вещах в то время? Давайте посмотрим на эту фотографию:

 

К.Э.Циолковский с макетами металлического дирижабля

 

Это макеты металлического дирижабля, над которым работал ученый. Теперь представьте себе, если бы ваш знакомый или сосед предпенсионного возраста вот так просто сидел в кресле часами и обдумывал бы, например, конструкцию сфероида абсолютной виртуальной реальности. Зачатки этой технологии уже появляются в нашей жизни, но они еще так же далеки от полного совершенства, как металлический дирижабль Циолковского от современной космической ракеты.

Наверняка многие бы считали этого человека, мягко говоря, странным. Циолковского тоже считали сумасшедшим. Но это не помешало ему не только теоретически обосновать возможность космических полетов, но и оставить после себя богатое научное наследие, не говоря уже о научно-фантастических произведениях, сюжеты которых связаны с освоением космоса.

Константину Эдуардовичу Циолковскому посвящен целый стенд:

 

К.Э.Циолковский - стенд в музее космонавтики

 

Помимо Циолковского, в начале первого зала представлены и другие пионеры ракетостроения: Засядко Александр Дмитриевич, Шильдер Карл Андреевич, Тихомиров Николай Иванович и другие. О каждом из них написаны краткие биографические и профессиональные справки. Но, честно признаться, стоять у стендов и читать мелкий текст - это как-то не интересно. Во-первых, чтение отнимает много времени. Во-вторых, мало что из прочитанного останется в голове. В-третьих, если мне захотелось бы узнать о том или ином человеке, я мог бы сделать это дома. В интернете есть информация обо всех, причем, гораздо более обстоятельная.

Думаю, данная часть экспозиции могла бы быть и поживее. Ума не приложу, как это сделать, но то, что есть сейчас - всяко не идеал. Никто из посетителей, за которыми я тайком наблюдал, не задерживался у стендов. Похоже, они более сделаны "для галочки". Надо же было как-то осветить этот раздел истории воздухоплавания и начала ракетостроения. Вот и осветили.

Ладно, хватит критиковать. Поехали дальше.

В следующем отделе первого зала уже появляются реальные объекты. Например, можно увидеть пороховые ракетные снаряды:

 

Пороховые ракетные снаряды. Макеты в музее космонавтики и ракетной техники

 

3 марта 1928 года на полигоне "Ржевка" был осуществлен первый в истории запуск советской пороховой ракеты РС-82. Дальность полета составила 1300 метров.  

Пороховыми ракетами стреляли по целям. Их запускали с земли и с самолетов. Поначалу у ракет не было хвостового оперения, поэтому их помещали в трубки под крыльями боевых аэропланов. Впервые твердотопливные ракеты на бездымном порохе были применены в боевых условиях 20 августа 1939 году на реке Халхин-Гол. Ракеты, установленные на истребителях И-16 (звено капитана Н.И.Звонарева), поразили самолеты противника. Это было первое в мире применение ракетного оружия в боевой обстановке.

В том же 1939 году были созданы пусковые установки БМ-13, более известные под названием "Катюша".

 

Раздел музея, посвященный пороховым ракетам

 

В следующем помещении находится очень интересный и даже, прямо скажем, неожиданный раздел, посвященный созданию Электрического Ракетного Двигателя (ЭРД). Признаться, раньше я и знать не знал, что такое вообще возможно. В моем представлении двигатель ракеты должен непременно что-то "отбрасывать" для реализации идеи реактивного движения.

Что именно - это зависит от конструкции. Например, в только что рассмотренных твердотопливных двигателях из сопла двигателя под сильным давлением вылетает газ, получаемый при сгорании пороха. Есть жидкостные ракетные двигатели. Там реактивное движение обеспечивается отбрасыванием назад продуктов горения жидкого топлива. Существуют разработки в области использования энергии ядерного синтеза, то есть, проще говоря, за счет микроядерных взрывов, которые толкали бы ракету вперед. 

Но вот как работает ЭРД - до посещения музея я не знал. Да что там "как работают"! Я раньше вообще не знал, что такие существуют! Что там можно отбрасывать? Наверное - электрические трансформаторы. Они тяжелые - будут давать отличное ускорение ракете :). 

В реальности все оказалось совсем не так. Давайте посмотрим на макет ЭРД:

 

Макет электрического ракетного двигателя ЭРД. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

Над такими двигателями как раз работала Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) под руководством В.П.Глушко. В 1929-30 годы специалисты лаборатории теоретически и экспериментально доказали работоспособность ЭРД. 

Принцип работы электрического ракетного двигателя заключается в том, чтобы использовать электроэнергию для создания направленного потока частиц. Еще больше я удивился, прочитав, что такие двигатели сейчас действительно используются. Они работают при разгоне межпланетных космических аппаратов и искусственных спутников земли. Наверняка вы слышали такие околофантастические слова как "ионный двигатель" или "плазменный двигатель". Так вот это как раз примеры реализации ЭРД. И они - никакая не выдумка писателей, а вполне реальные земные технологии... вернее, не земные, а, скорее, космические.

Взгляните на это:

 

Макет электрического ракетного двигателя ЭРД. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

По виду немного похоже на фрагмент оборудования высоковольтной трансформаторной будки. К сожалению, технологии 30-х годов не могли обеспечить необходимый размер и мощность бортовой электростанции. К тому же появились жидкостные реактивные двигатели, которые были гораздо эффективнее. По этой причине работы над ЭРД временно прекратили.

Второе рождение ракетный электродвигатель получил в 50-х годах прошлого века. Впервые ионные и плазменные ЭРД были применены в условиях реального космического полета на корабле "Восход-1" и автоматической межпланетной станции "Зонд-2" в 1964 году.

Так как же все таки работает ЭРД? Что он может отбрасывать столь эффективно, что приводит в движение целый космический корабль? Сразу надо отметить, что для старта космической ракеты, придании ей первой космической скорости и выведении хотя бы на околоземную орбиту мощности ЭРД, конечно же, не достаточно. По крайней мере, в том виде, в котором они существуют сегодня.

Но вот обеспечить поддержание скорости на орбите, или осуществить разгон для перехода на более высокую орбиту, или отправки по межпланетной траектории- почему бы и нет?

Принцип действия ЭРД

Через центральную форсунку подается топливо. В качестве него, как это ни странно прозвучит, используется металлическая проволока. Наверное, не совсем такая, как в наших электроприборах, но все же, это именно проволока - алюминиевая, медная, железная. Возможно использования других металлов и даже токопроводящих жидкостей. Например: ртути, электролитов). 

Все это попадает в камеру сгорания, где встречается с мощнейшими электрическими разрядами. Проволока испаряется, причем так стремительно, что образует в камере сгорания огромное избыточное давление газа, который выбрасывается через сопло. Так создается реактивная тяга. Удивительно, но такой двигатель работает на проволоке в самом прямом смысле этого слова. 



Чтобы придумать и реализовать такое, надо быть действительно достаточно умным человеком. Интересно посмотреть на реконструкцию рабочих кабинетов этих великих людей. Тогда не было компьютеров, сотовых телефонов, современных мягких удобных кресел и столов с изменяемой при помощи кнопок высотой столешницы.

Все было просто до примитивности. И вот в таких условиях люди работали над прорывными технологиями ракетостроения:

 

Габочий кабинет Глушко. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

 

Габочий кабинет Глушко. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

Обратите внимание: телефон висит на стене, а не стоит на столе. С одной стороны - вроде неудобно. С другой - для каждого звонка нужна довольно веская причина. Ведь придется встать со стула, обойти стол... Думаю, в современных офисах некоторым сотрудникам тоже надо поставить телефон "подальше". Тогда они будут чаще работать и реже "трещать" по телефону, решая личные делишки. Да! Еще надо отобрать сотовые телефоны и "отрубить" интернет. Тогда, может быть, люди от скуки все же начнут работать?  

Ну ладно, это лирика. 

Теперь давайте посмотрим на макеты ракет. Конечно, это не космические ракеты. На стендах представлены образцы, которые были разработаны разными группами изучения реактивного движения - сокращенно ГИРД. Кстати, специалисты этих групп немного иначе расшифровывали аббревиатуру ГИРД - группа инженеров, работающих даром.

В результате их работы на свет появлялись вот такие варианты ракет:

 

Макеты ракет. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

Конечно, они смотрятся немного неожиданно по сравнению с современными ракетами. Кто-то даже может бросить надменную фразу: "вот ведь какой ерундой занимались". Но, как показывает история, без этой ерунды сейчас не было бы и современных ракет. Все начинается с малого, с самого простейшего. 

Простой пример: прямо сейчас оторвитесь от чтения этой ахинеи, сядьте за стол и разработайте с нуля жидкостный ракетный двигатель. Какой-нибудь простенький. То, что вы никогда ничем подобным не занимались - не оправдание. Садитесь и к завтрашнему дню извольте выдать результат в чертежах! 

Что? Никак? Ну тогда стоит ли иронизировать по поводу не вполне совершенных конструкций ракет, которые вы видите на фотографиях. Те люди, которые "работали даром", тоже не родились конструкторами. Учились. Опирались на опыт предыдущих инженеров...

Все хорошее - это результат долгого упорного труда. Быстро случается только плохое. Когда же мы все привыкнем к этой мысли!

Так... что это я разгорячился? Вы и так все сами знаете. Не маленькие. Давайте бросим прощальный взгляд на этот зал и отправимся дальше:

 

Макеты ракеты. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

Зал истории двигателестроения. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

О! Чуть не забыл! Видите это синее окно в полу в правой части предыдущего снимка? Это археологическая находка, не имеющая никакого отношения к космонавтике:

 

Фундамент Иоанновского равеллина. Первая половина XVIII века. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

Это фрагмент фундамента Иоанновского равеллина (того здания, в котором находится музей). Первая половина XVIII века. По всей видимости он именно здесь и находился. Его закрыли стеклом. Кажется, на него даже можно наступать. Я не пробовал, оставляю этот смелый эксперимент вам :). Но по логике - это стекло должно выдерживать вес человека. Иначе его пришлось бы постоянно менять, поскольку "какой-нибудь... или же какая-нибудь... опять наступила своими ... ногами" :). 

 

2 зал музея космонавтики

Покинув первый зал, мы сначала попадаем в помещение для лекций и презентаций. Здесь есть телевизор, столы, стулья. Наверное оно предназначено для проведения образовательных программ или каких-нибудь научных симпозиумов.

 

Зал для учебных занятий. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

Зал для учебных занятий. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

Здесь тоже есть пара макетов двигателей. Помните, я предлагал вам разработать такой? Вот будете в музее, посмотрите, как он может быть устроен. Уверен, без специальной подготовки такую штуку с чистого листа не сконструирует никто... ну, или почти никто:

 

Ракетный двигатель РД-IX3. Макет. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

Я, например, совсем глупым себя не считаю, но если бы мне сейчас предложили выбор: или к завтрашнему дню представить чертеж такого двигателя с чистого листа, или отправиться в каменоломню, я бы без колебаний выбрал второе :).

А ведь это самый простенький двигатель. Чего уж говорить о тех, которые представлены во втором зале!

 

Макеты ракетных двигателей РД. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

Вот это да! Тут, пожалуй, не только на каменоломню согласишься, лишь бы не конструировать такое :).

Сейчас я просто покажу экспонаты второго зала единым массивом. Щелкайте, смотрите, ко всем картинкам есть комментарии:

 

Макет космического корабля Восток. Стенд, посвященный полету первого человека в космос Первые собаки в космосе. Лайка, Белка, Стрелка Жидкостный ракетный двигатель РД-108. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Жидкостный ракетный двигатель РД-0110. 1967 год. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Жидкостный ракетный двигатель РД-019. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Глобус Луны. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Жидкостный однокамерный двигатель многократного включения. 1970-1991 гг. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Научно-исследовательское судно Космонавт Юрий Гагарин. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Межпланетная космическая станция Луна-9. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Макет станции Луна-9. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Колеса Лунохода. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Колеса Лунохода. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Фрагмент пульта управления Луноход-1. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Фрагмент пульта управления Луноход-1. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Макет космического корабля Восток. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Плакат Животные в космосе. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Космическая еда. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Космическая еда. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург Космическая еда. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

Ходить между этими макетами лучше при минимальном количестве туристов. Мне очень повезло - кроме меня там было всего двое уныло шатающихся туриста. Весь их вид явно показывал, что они жалеют потраченного времени и денег, но "уж раз уплочено, надо все посмотреть". Честно признаться, позиция вполне понятная. Ведь в основном, экспонаты музея - это макеты. 

Однако, среди всех этих муляжей встречаются и вполне настоящие вещи. Например, спускаемый аппарат космического корабля "Союз-16". Он действительно побывал в космосе,  а теперь вот любой человек может на него посмотреть и даже (тайком, быстро, пока служители музея не смотрят) потрогать обшивку.

 

Спускаемый аппарат корабля Союз-16. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

Обратите внимание: справа стоит некрасивая зеленоватая железяка с круглым окошком. Это входной люк советского корабля многоразового использования "Буран". На снимке над люком можно увидеть сам корабль на стартовом столе. 

Есть настоящий скафандр космонавта Ю.В.Романенко и его гидрокостюм. Почему они так отличаются по размеру - для меня осталось загадкой:

 

Настоящий космический скафандр. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

И наконец целый набор инструментов для работы в открытом космосе. Названия вполне земные: молоток, гаечный ключ, плоскогубцы, ножницы, кусачки... Только вид у них не вполне обычный. Все это настоящее. Инструменты подлинные - не муляжи.

 

Инструменты для работы в открытом космосе. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

Особенно мне понравился стенд "космическая еда". Только не подумайте, что я какой-нибудь обжора. Дело в другом. Однажды я слушал по радио передачу, посвященную космосу. Что меня там очень сильно поразило, так это стоимость стандартного обеда космонавта.

Я и раньше знал, что все эти космические штучки очень особенные, поэтому чрезвычайно дорогие. Но когда озвучили стоимость обеда, я реально удивился. Готовы? Итак, стандартный обед космонавта стоит 18000 рублей. 

Да-да! Вот эти баночки, тюбики и пакетики стоят столько же, сколько составляет месячная зарплата среднего работника обычного учреждения. Если у Вас зарплата больше, то это здорово. Но некоторые даже на один космический обед не зарабатывают!

Теперь включаем калькулятор. Предположим, миссия из трех человек находится на орбите 30 дней. За это время они поглощают 90 обедов общей стоимостью...  1 620 000 рублей! И это только обеды. А надо еще позавтракать и поужинать. Да еще, не дай Бог, кто-нибудь добавки попросит!

Вот такая недешевая штука - освоение космоса. Безусловно, после знакомства с этими цифрами можно подумать, что лучше бы другие, земные проблемы за эти деньжищи решить. Но, если мы хотим смотреть не только себе под ноги, но и думать о завтрашнем дне, то приходится платить за удовольствие быть, если не первыми, то, хотя бы одними из первых. Поверьте, стоит только уступить, желающие на наше место найдутся сразу.

Вывод

В музей космонавтики и ракетной техники не стоит идти, если вам не очень интересна эта тема. Это для "настоящих мальчишек". Лично мне экспозиция понравилась, хотя не могу прибавить слово "очень". Хотелось бы увидеть макет спускаемого аппарата "Венера-12", Луноход целиком, а не только муляж его ходовой части. 

Сами по себе ракетные двигатели, наверное, могут быть интересны только специалистам. Хотя, думаю, специалисты их и так видели, причем в полностью разобранном и собранном видах. Нам же, простым обывателям, при взгляде на сложные космические штуковины остается только удивляться, что есть такие люди, которые во всем этом разбираются. 

 

Старый плакат про лунное затмение. Музей космонавтики и ракетной техники. Санкт-Петербург

 

И, напоследок, еще одно важное замечание. Вы можете не покупать билет в музей за 150 рублей, а купить единый билет во все музеи комплекса. Его стоимость - 600 рублей, зато вы имеете возможность посетить 4 разных экспозиции, в том числе Петропавловский собор. Если покупать отдельный билет в каждый музей, то придется заплатить 900 рублей (по состоянию на сентябрь 2016 года). Подробнее об этом написано в статье: Колокольня Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Смотровая площадка. Фото

А я засим прощаюсь с вами. Надеюсь, было немного интересно. Я старался :)

хорошая статья

Instagram


Внимание! Представленный на сайте материал предназначен исключительно для частного просмотра. Авторские права и права использования защищены Законами РФ. Использование всех материалов сайта в любых коммерческих целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону. Запрещено копирования материалов этого сайта на WEB-страницы с рекламой, в печатные издания с рекламой, в любые платные печатные издания и другое коммерческое использование, с целью получения любой коммерческой выгоды от скопированного материала (как то контекстная реклама, использование описаний, отзывов и т.д.). В противном случае вы будете подвергнуты преследованию по Законам РФ, без предварительного уведомления и переговоров. По вопросам использования материалов и размещения рекламы обращайтесь к администрации сайта.